Киевская Армянская Община 2009-2012

Древние армянские колонии в Украине и Польше. ЯЗЛОВЕЦ. Եազլովցա. Jazłowiec. Язлiвець. Первая часть.

aziziansamvel Предлагаем вниманию читателей фотоматериалы Международной арменоведческой экспедиции в город Язловец, организованной в 2012 году Фондом «Анив» по армянским историческим колониям в Иванофранковской, Тернопольской, Хмельницкой и Черновицкой областям Украины. В экспедиции приняли участие арменоведы из Белоруссии, России и Украины. В фоторепортаже использован текст и иллюстрации из книг: Григорян В.Р. История армянских колоний Украины и Польши. — Ереван. 1980 г.; сборник научной сессии «Исторические связи и дружба украинского и армянского народов». — Ереван, 1961 г.; Սահակ Վարդանյան. Արեվմտյան Ուկրաինայի հայկական հուշարձանները/Варданян С. Армянские памятники Западной Украины. — Ереван, 2013г.; Barącz S. Pamiątki jazłowieckie. — Lwów, 1862.; старые фотографии из польского сайта Kresy.pl

Язловец — один из древнейших населенных пунктов Подолии, сыгравший важную роль в политической и экономической жизни Украины и Польши. Этот город, построенный на оживленном торговом пути в долине речки Ольховец, издавна был одним из излюбленных прибежищ армянских переселенцев. По-украински пишется «Язлiвець», по-польски — «Jazłowiec». В армянских источниках название этого города упоминается в форме «Язлов», а чаще— «Язловца». В памятной записи Евангелия 1618 г. он назван «գիւղաքաղաք Եազլովցայ» — «местечко Язловца» (см. Матенадаран им. Маштоца, рук. № 5655, стр. 150 а). Более поздние авторы называют его «մայրաքաղաք Եազլովցա» — «столица Язловца» (см. памятные записи Псалтыря 1645 г. и Снятынского служебника, Бжишкян, стр. 130), но чаще всего называли «Եազլովցա քաղաք» — («город Язловца»). Ныне Язловец — населенный пункт районного подчинения Бучачского района Тернопольской области.


До сих пор не установлено, когда армяне обосновались там впервые. Не установлена также точная дата основания Язловца. Сохранившиеся сведения, основанные главным образом на сказаниях и преданиях, не убедительны. М. Бжишкян, специально интересовавшийся этим вопросом, о времени возникновения колонии ничего не пишет. Он приводит только рассказы старожилов Язловца: «Старики рассказали нам,— пишет он,— что кафинские армяне пришли сюда на жительство из Армянской долины («յ0ռմեանի դաշտէն»). В работе польского историка Ф. Сярчиньского приводится приблизительная дата переселения армян. Он пишет, что в 1250 г. на Руси были три армянские церкви — во Львове, в Каменце-Подольском и в Язловце. Церковь в Язловце основали армяне, переселившиеся из Крыма.

Приток армян в Язловец длился много лет. Туда приезжали армяне-переселенцы не только из Крыма и Молдавии, но также из Малой Азии и самой Армении.
Армянский квартал находился в центральной части Язловца. Две улицы, населенные исключительно армянами, скрещивались в центре города. Там, на небольшой возвышенности, находилась армянская церковь св. Богородицы. «Армянская церковь, — пишет М. Бжишкян, — великолепна и красива, каменная, носит имя Богородицы, построена на красивом холме, возле которого течет речка»

Время постройки церкви св. Богородицы, как мы уже отметили, нам известно, так как сохранилась строительная надпись. В конце прошлого века Я. Болоз-Антоневич был в Язловце и скопировал надписи на церкви. Впоследствии он передал их австрийскому арменоведу Фридриху Мюллеру, который в 1896 г. в Вене опубликовал одну из этих надписей. Имперская академия наук Австрии передала копии надписей редакции «Андэс амсорья», и Г. Галемкярян опубликовал их в 1897 г. в одном из номеров журнала. Следует отметить, что в годы второй мировой войны от осколка пострадала надпись, установленная на верхней части центрального входа в красивом лепном обрамлении. Ее расшифровка теперь была бы невозможна без публикаций Ф. Мюллера и особенно Г. Галемкяряна. Согласно этой надписи церковь построена в 1551 г. Упоминается также имя резчика надписи священника Ованнеса.

Церковь неоднократно реконструировалась. Надпись, сделанная на фронтоне здания в круглой раме, относится к последней реконструкции, осуществленной в 1932 г. украинцами-униатами. (Продолжение следует)

 

 
Ближайшие мероприятия общины: