Հայկական գաղութը Սնիատինում. Часть 1. Армянская колония в Снятыне. |
Продолжаем цикл рассказов об армянских исторических колониях в Прикарпатье и предлагаем вниманию читателей научную статью известного украинского ученого, доктора исторических наук, профессора Владимира Васильевича Грабовецкого «Армянская колония в Снятыне» опубликованную в научном сборнике материалов второй украинско-армянской научной сессии (ИСИДУАН) Института истории АН УССР в 1965 г. в Киеве, в издательстве "Наукова думка". Статья дает вводное представление по истории одной из армянских исторических колоний (поселений) в Прикарпатье. Использованы фотографии aziziansamvel из многолетних экспедиций и старые архивные фотографии в свободном доступе интернета. Также смотрите отчеты по армянским историческим колониям в городах: Ивано-Франковск І, ІІ, ІІІ, Снятын, Лысец, Городенка, Львов, Куты, Тысменица, Язловец I,II,III, IV.
Снятын — древний город, расположенный на границе Галиции и Молдавии, где скрещивались важные торговые пути, соединявшие страны Европы и Азии. Здесь издавна население занималось ремеслом и торговлей. Не случайно современники XVI в. утверждали, что снятынские ярмарки и торги являлись первыми над всеми городами Руси. В Снятын издавна приезжали купцы и ремесленники с Юга и Востока. Можно согласиться с мнением некоторых исследователей о том, что в Снятын уже в XV в. прибывали армянские купцы, которые посредничали в торговле между Востоком и Западом. Возможно, некоторые из них поселились в Снятыне. Документы свидетельствуют о том, что в 1589 г. во время нападения татар в Снятыне было захвачено в плен много армян. Король Сигизмунд III пожаловал в 1628 г. армянам привилегию, по которой они получили право селиться наравне с греками в Новом городе, заниматься торговлей и промыслами, построить свою церковь, осуществлять судопроизводство по образцу армянских колоний во Львове и Каменце-Подольском, а также освобождались на 15 лет от всяких повинностей. Позже эту привилегию подтвердил новый король.
В Снятын армяне прибывали частично из Молдавии (из Сучавы Ясс), частично — из существовавших уже в Прикарпатье армянских колоний.
Армянские купцы из Снятына вели торговлю со странами Европы и Азии: Молдавией, Венгрией, Сербией, Россией, Турцией, а также с Персией. Для большей эффективности в торговых операциях отдельные армянские купеческие семьи объединялись в торговые союзы. При организации таких купеческих союзов составлялись договора, утверждавшиеся армянским самоуправлением. Договора налагали на членов союза определенные обязанности, как в процессе торговли, так и на случай смерти какого-либо члена союза. В XVIII в. такие торговые союзы существовали между армянскими родами Дзериковичей, Миколаевичей, Голубовичей, Вартановичей, Андриановичей, Томачовичей и др. Согласно жалованным грамотам, армянские купцы Снятына были освобождены на 15 лет (со дня выдачи) от всяких пошлинных оплат. Однако, несмотря на это, снятынские армяне жаловались старосте на невыносимые обиды и притеснения, которые они терпели от снятынских сборщиков пошлин католического ксендза. Они указывали, что городской сборщик пошлины Шмая, не обращая внимания на грамоту, у снятынских армян купцов отнял волов, которых они гнали на базар, под предлогом неуплаты пошлины. Далее они жаловались, что «много шляхетных людей начали их преследовать, «дергать», а богатые горожане из Старого города Снятына запрещали им прибывать на ярмарки и базары. Эти горожане заградили им дороги за городом, вследствие чего они были вынуждены ездить плохой дорогой, а также запрещали молдавским купцам приезжать в армянскую колонию, и вообще, что эти горожане где только могли, «чинили им на зло».
Поселенцы не замыкались в рамках своей колонии, они поддерживали тесные торговые и ремесленные связи с армянами других колоний в Станиславе, Лисце, Львове, Ярославе и даже с армянами Молдавии и Турции. Кроме торговли и ремесла снятынские армяне занимались земледелием, вследствие чего были обязаны наравне с другими горожанами выполнять повинности в пользу Снятынского старосты. Более зажиточные армяне владели, как это видно из актов, отдельными небольшими фольварками, расположенными в долине р. Прута, где выращивали овощи, разводили сады, виноградники, продукция которых находила сбыт на местном рынке. Например, Давид Данилович имел в 1759 г. «свой собственный фольварк» с полем, большим садом, где было много разных фруктовых деревьев. Кастан Баронч — армянский купец, как записано в актах, «имел свое собственное имение» с домом, землей и фольварком, где были сады и огороды, которое он продал за 50 злотых. Еще более богатые семьи, как например, братья Томаш, Иван и Степан Голубовичи — армянские купцы, держали вместе с. Кадовбищена Буковине.
В противоположность богачам, в колонии была группа бедных, разоренных армян, которые в силу своего тяжелого социально-экономического положения были вынуждены оставлять колонию в поисках лучших условий жизни. Об этом говорит такой факт. «Антоний Табахарник,— писали в 1751 г. руководители армянской колонии,— попав в долги, добровольно ушел. Жена, оставшись без средств для существования, ушла с детьми. А его избушка (камузина) из глины, провалившаяся в землю, не стоит 4 злотых, вскоре развалилась». Чтоб не умереть от голода, бедняки наннмались к патрициям на разные подсобные работы. Согласно грамоте от 1628 г., снятынские армяне получили свое самоуправление, избирали войта, старших и судились по такому же праву, как армяне Львова и Каменца-Подольского. Они избрали также войтовское управление, состоявшее из войта, писаря, рай-цев, лавников, присяжных. По свидетельству армянских документов, представители шести патрицианских родов — Мирзовичев, Якубовичев, Барончев, Мит-ковичев, Гаувазов и Мануковичев — с 1624 по 1782 г. занимали главные должности в войтовском управлении. Некоторые лица из этих родов по нескольку раз избирались войтами, как например, Яков Мирзович — в 1743, 1749, 1756 гг.; Семен Миткович —в 1771, 1773, 1774 гг., а Доминик Гауваз — в 1777, 1778, 1759—1780, 1782, 1784 гг. Наступление католицизма на снятынских армян шло в двух направлениях — экономическом и религиозном. В 1629 г. снятынские армяне жаловались старосте на то, что католический ксендз отнял у них «много земли и нанес им другие обиды». Но особенно упорно боролись поселенцы за свою старую григорианскую веру против унии, которую насильственным путем пытались ввести католическое духовенство и старосты, а также магнаты Потоцкие. В конечном итоге унию приняла только господствующая верхушка колонии, тогда как бедные армяне оставались при своей вере. Так, в 1880 г. в Снятыне насчитывалось 164 армянина, из которых половина не приняла унии, несмотря на переносимые ею вследствие этого лишения и преследования. Армяне униаты с пренебрежением относились к этой части своих соотечественников, упрекали их за то, что они «еретики» так же, как это делалось католиками по отношению к украинскому населению города.
В документах есть сведения и о некоторых сторонах быта армянской колонии. Например, за ссору виновные наказывались денежным штрафом в 40 гривней, а также другими штрафами. Особенно строго наказывали мужчин за аморальные поступки, оскорбление женщины, пьянство и расточительство. Так, армянский суд приговорил Кастано Маиусевича за ссору с женой, пьянство и попытку продать дом к 1 году и 6 неделям заключения в замковой башне, после чего он должен был еще получить 50 палочных ударов и уплатить штраф. В 1757 г. суд приговорил Голубаша Даниловича за оскорбление женщины к двум неделям заключения в замковой башне, а после отбытия заключения в воскресенье отсидеть в сарае и в течение двух воскресных богослужений лежать крестом в церкви. Кроме того, он должен был уплатить штраф 20 гривней в пользу замка и 10 гривней в пользу армянской общины, сдать для нужд церкви некоторое количество воска и попросить извинения у оскорбленной женщины. В армянских колониях на Украине женщина была полноправным членом семьи и пользовалась всеми гражданскими правами. В этом, несомненно, чувствуется влияние украинских нравов, а в юридическом отношении — влияние украинского обычного права. Армяне в Снятыне отличались гостеприимством, трудолюбием, предприимчивостью в торговле и ремеслах. Они (особенно купцы) знали много языков (армянский, украинский, польский, татарский, турецкий, русский). Писали армяне, как это видно из сохранившихся снятынских армянских книг, на польском и армянском языках. В домах разговорной речью у них был также армянский, украинский или польский язык. Архитектурные сооружения и произведения живописи, возникшие в армянской колонии в Снятыне, отличаются мастерством художественного исполнения. При реконструкции армянской церкви в 30-х годах XIX в. были обнаружены четыре надгробия с армянскими надписями и интересным орнаментом XVIII в. О количестве армянских поселенцев в XVII в. нет упоминаний в источниках. Согласно люстрации 1752 г., в Снятыне насчитывалось 54 армянских семьи, из которых 44 жили в Новом городе, а 10 — в Галичском предместье. В 1782 г. в выборах войта принимало участие 47 человек. В 1860 г. в Снятыне проживало 135 армян. Вообще число их было невелико, но в экономической и политической жизни города они играли большую роль.
Владимир ГРАБОВЕЦКИЙ источник www.kievao.com.ua |