Киевская Армянская Община 2009-2012

Հայկական գաղութը Սնիատինում. Часть 1. Армянская колония в Снятыне.


Продолжаем цикл рассказов об армянских исторических колониях в Прикарпатье и предлагаем вниманию читателей научную статью известного украинского ученого, доктора исторических наук, профессора Владимира Васильевича Грабовецкого «Армянская колония в Снятыне» опубликованную в научном сборнике материалов второй украинско-армянской научной сессии (ИСИДУАН) Института истории АН УССР в 1965 г. в Киеве, в издательстве "Наукова думка". Статья дает вводное представление по истории одной из армянских исторических колоний (поселений) в Прикарпатье. Использованы фотографии aziziansamvel из многолетних экспедиций и старые архивные фотографии в свободном доступе интернета. Также смотрите отчеты по армянским историческим колониям в городах: Ивано-Франковск І, ІІІІІ, Снятын, Лысец, Городенка, Львов, Куты, Тысменица, Язловец I,II,III, IV.


Армяно-католическая церковь в Снятыне 1787 года постройки на картине Бисажа 1929 год. На картине хорошо видна отдельно стоящая колокольня, памятник и купол крыши, которые не сохранились. На нижнем снимке 2012 года армяно-католическая церковь в современном состоянии, в целостности сохранилось здание церкви, здание церковного причта и ограда.

За последние годы заметно оживилось исследование истории армянских колоний на Украине как в украинской, так и в армянской историографии. Однако до сих пор исследователи в большинстве останавливаются на истории армянских колоний Львова, Каменца-Подольского, Станислава (Ивано-Франковска) из-за наличия обширных источников. Большое же количество колоний, в частности на Прикарпатье, до сих пор не исследовано. К их числу относится армянская колония в Снятыне.

Снятын — древний город, расположенный на границе Галиции и Молдавии, где скрещивались важные торговые пути, соединявшие страны Европы и Азии. Здесь издавна население занималось ремеслом и торговлей. Не случайно современники XVI в. утверждали, что снятынские ярмарки и торги являлись первыми над всеми городами Руси.

В Снятын издавна приезжали купцы и ремесленники с Юга и Востока. Можно согласиться с мнением некоторых исследователей о том, что в Снятын уже в XV в. прибывали армянские купцы, которые посредничали в торговле между Востоком и Западом. Возможно, некоторые из них поселились в Снятыне. Документы свидетельствуют о том, что в 1589 г. во время нападения татар в Снятыне было захвачено в плен много армян.

Король Сигизмунд III пожаловал в 1628 г. армянам привилегию, по которой они получили право селиться наравне с греками в Новом городе, заниматься торговлей и промыслами, построить свою церковь, осуществлять судопроизводство по образцу армянских колоний во Львове и Каменце-Подольском, а также освобождались на 15 лет от всяких повинностей. Позже эту привилегию подтвердил новый король.


Снятынские армяне получили широкие права в торговле наравне с греками и сербами. В грамоте записано, что армянам разрешается заниматься всякого рода торговлей как в Короне, так и за ее пределами, разрешается проводить торги по средам и пятницам, производить всякие напитки, кроме водки.

В Снятын армяне прибывали частично из Молдавии (из Сучавы Ясс), частично — из существовавших уже в Прикарпатье армянских колоний.


Рыночная площадь в Снятыне.
Снятынские армяне торговали волами, вином, медом, кожаными другими товарами не только в Снятыне, но и на ярмарках Львова, Ярослава, Коломыи и других городов. В 1630 г. армянин Степ-нив Гордиан отправил на Ярославскую ярмарку 80 волов.

Армянские купцы из Снятына вели торговлю со странами Европы и Азии: Молдавией, Венгрией, Сербией, Россией, Турцией, а также с Персией.

Для большей эффективности в торговых операциях отдельные армянские купеческие семьи объединялись в торговые союзы. При организации таких купеческих союзов составлялись договора, утверждавшиеся армянским самоуправлением. Договора налагали на членов союза определенные обязанности, как в процессе торговли, так и на случай смерти какого-либо члена союза. В XVIII в. такие торговые союзы существовали между армянскими родами Дзериковичей, Миколаевичей, Голубовичей, Вартановичей, Андриановичей, Томачовичей и др.

Согласно жалованным грамотам, армянские купцы Снятына были освобождены на 15 лет (со дня выдачи) от всяких пошлинных оплат. Однако, несмотря на это, снятынские армяне жаловались старосте на невыносимые обиды и притеснения, которые они терпели от снятынских сборщиков пошлин католического ксендза. Они указывали, что городской сборщик пошлины Шмая, не обращая внимания на грамоту, у снятынских армян купцов отнял волов, которых они гнали на базар, под предлогом неуплаты пошлины. Далее они жаловались, что «много шляхетных людей начали их преследовать, «дергать», а богатые горожане из Старого города Снятына запрещали им прибывать на ярмарки и базары. Эти горожане заградили им дороги за городом, вследствие чего они были вынуждены ездить плохой дорогой, а также запрещали молдавским купцам приезжать в армянскую колонию, и вообще, что эти горожане где только могли, «чинили им на зло».


Дом армяно-католического священника рядом с церковью. На нижнем снимке 2012 года хорошо виден пристроенный переход из корпуса техникума в армяно-католическую церковь, ныне используемую как спортивный зал.


Снятынские армяне занимались скорняцким производством, выращиванием табака, производством всяких напитков. Они создали скорняцкий цех во главе с цехмейстером, распоряжавшимся цеховым имуществом и руководившим работой цеха.

Поселенцы не замыкались в рамках своей колонии, они поддерживали тесные торговые и ремесленные связи с армянами других колоний в Станиславе, Лисце, Львове, Ярославе и даже с армянами Молдавии и Турции.

Кроме торговли и ремесла снятынские армяне занимались земледелием, вследствие чего были обязаны наравне с другими горожанами выполнять повинности в пользу Снятынского старосты.

Более зажиточные армяне владели, как это видно из актов, отдельными небольшими фольварками, расположенными в долине р. Прута, где выращивали овощи, разводили сады, виноградники, продукция которых находила сбыт на местном рынке. Например, Давид Данилович имел в 1759 г. «свой собственный фольварк» с полем, большим садом, где было много разных фруктовых деревьев. Кастан Баронч — армянский купец, как записано в актах, «имел свое собственное имение» с домом, землей и фольварком, где были сады и огороды, которое он продал за 50 злотых. Еще более богатые семьи, как например, братья Томаш, Иван и Степан Голубовичи — армянские купцы, держали вместе с. Кадовбищена Буковине.


Внутренний вид армяно-католической церкви в Снятине на фотографии 2008 года.

Дворянские и буржуазные историки выдвигали теорию о том, что якобы армяне в своих колониях жили дружно, что в этих колониях не было имущественной дифференциации, а отсюда не было и социальной борьбы между различными прослойками поселенцев. Однако документы свидетельствуют о том, что в Снятын-ской колонии была группа богатых армян, которые благодаря торговле и ремеслу, эксплуатации своих неимущих соотечественников обладали значительным богатством и занимали руководящие посты в армянском самоуправлении. Из обзора завещаний, составленных умирающими армянскими патрициями, видно, что некоторые из них обладали значительными суммами денег, скотом и недвижимым имуществом.

В противоположность богачам, в колонии была группа бедных, разоренных армян, которые в силу своего тяжелого социально-экономического положения были вынуждены оставлять колонию в поисках лучших условий жизни. Об этом говорит такой факт. «Антоний Табахарник,— писали в 1751 г. руководители армянской колонии,— попав в долги, добровольно ушел. Жена, оставшись без средств для существования, ушла с детьми. А его избушка (камузина) из глины, провалившаяся в землю, не стоит 4 злотых, вскоре развалилась». Чтоб не умереть от голода, бедняки наннмались к патрициям на разные подсобные работы.

Согласно грамоте от 1628 г., снятынские армяне получили свое самоуправление, избирали войта, старших и судились по такому же праву, как армяне Львова и Каменца-Подольского. Они избрали также войтовское управление, состоявшее из войта, писаря, рай-цев, лавников, присяжных.

По свидетельству армянских документов, представители шести патрицианских родов — Мирзовичев, Якубовичев, Барончев, Мит-ковичев, Гаувазов и Мануковичев — с 1624 по 1782 г. занимали главные должности в войтовском управлении. Некоторые лица из этих родов по нескольку раз избирались войтами, как например, Яков Мирзович — в 1743, 1749, 1756 гг.; Семен Миткович —в 1771, 1773, 1774 гг., а Доминик Гауваз — в 1777, 1778, 1759—1780, 1782, 1784 гг.

Наступление католицизма на снятынских армян шло в двух направлениях — экономическом и религиозном. В 1629 г. снятынские армяне жаловались старосте на то, что католический ксендз отнял у них «много земли и нанес им другие обиды».

Но особенно упорно боролись поселенцы за свою старую григорианскую веру против унии, которую насильственным путем пытались ввести католическое духовенство и старосты, а также магнаты Потоцкие. В конечном итоге унию приняла только господствующая верхушка колонии, тогда как бедные армяне оставались при своей вере. Так, в 1880 г. в Снятыне насчитывалось 164 армянина, из которых половина не приняла унии, несмотря на переносимые ею вследствие этого лишения и преследования. Армяне униаты с пренебрежением относились к этой части своих соотечественников, упрекали их за то, что они «еретики» так же, как это делалось католиками по отношению к украинскому населению города.


Типичный старинный дом на бывшей улице Армянская (напротив армянской церкви) в армянском квартале Снятына, фронтон остекленной веранды украшают вырезные деревяные фигурки, по всему периметру дома открытая колонада с деревянными колоннами, увенчаными декоративными фризами.

В средневековом Снятыне проживали, кроме украинцев и армянских поселенцев, также поляки, евреи, сербы, греки, валахи, поддерживавшие между собой тесные взаимоотношения. Крепкие связи поддерживали между собой украинцы и армяне, особенно их беднейшие массы.

В документах есть сведения и о некоторых сторонах быта армянской колонии. Например, за ссору виновные наказывались денежным штрафом в 40 гривней, а также другими штрафами. Особенно строго наказывали мужчин за аморальные поступки, оскорбление женщины, пьянство и расточительство. Так, армянский суд приговорил Кастано Маиусевича за ссору с женой, пьянство и попытку продать дом к 1 году и 6 неделям заключения в замковой башне, после чего он должен был еще получить 50 палочных ударов и уплатить штраф. В 1757 г. суд приговорил Голубаша Даниловича за оскорбление женщины к двум неделям заключения в замковой башне, а после отбытия заключения в воскресенье отсидеть в сарае и в течение двух воскресных богослужений лежать крестом в церкви. Кроме того, он должен был уплатить штраф 20 гривней в пользу замка и 10 гривней в пользу армянской общины, сдать для нужд церкви некоторое количество воска и попросить извинения у оскорбленной женщины. В армянских колониях на Украине женщина была полноправным членом семьи и пользовалась всеми гражданскими правами. В этом, несомненно, чувствуется влияние украинских нравов, а в юридическом отношении — влияние украинского обычного права.

Башня Снятынской Ратуши одна из самых высоких на территории Украины. Сверху открывается вид на город, армянскую церковь и долину реки Прут.

Армяне в Снятыне отличались гостеприимством, трудолюбием, предприимчивостью в торговле и ремеслах. Они (особенно купцы) знали много языков (армянский, украинский, польский, татарский, турецкий, русский). Писали армяне, как это видно из сохранившихся снятынских армянских книг, на польском и армянском языках. В домах разговорной речью у них был также армянский, украинский или польский язык.

Архитектурные сооружения и произведения живописи, возникшие в армянской колонии в Снятыне, отличаются мастерством художественного исполнения. При реконструкции армянской церкви в 30-х годах XIX в. были обнаружены четыре надгробия с армянскими надписями и интересным орнаментом XVIII в.

О количестве армянских поселенцев в XVII в. нет упоминаний в источниках. Согласно люстрации 1752 г., в Снятыне насчитывалось 54 армянских семьи, из которых 44 жили в Новом городе, а 10 — в Галичском предместье. В 1782 г. в выборах войта принимало участие 47 человек. В 1860 г. в Снятыне проживало 135 армян. Вообще число их было невелико, но в экономической и политической жизни города они играли большую роль.

Владимир ГРАБОВЕЦКИЙ

источник www.kievao.com.ua

Продолжение следует:
Часть 1.
Часть 2.


Полное или частичное копирование материалов арменоведческого сайта www.kievao.com.ua разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки https://www.kievao.com.ua/

 
Ближайшие мероприятия общины: