Киевская Армянская Община 2009-2012

Իվանո-Ֆրանկովսկի հայկական եկեղեցին: Часть 4. Армянский храм в Ивано-Франковске.

Продолжаем цикл рассказов об армянских колониях в Прикарпатье и предлагаем вниманию читателей короткую информацию по материалам двух историко-этнографических экспедиций в Ивано-Франковскую область Украины в 2008 и 2012 годах. В ходе экспедиций были исследованы армянские фонды в государственных архивах Львова, Черновцов и Ивано-Франковска, осмотрены сакральные сооружения в местах традиционных армянских поселений. Отчеты о современном состоянии сакральных и гражданских сооружений этнических армян в исторических колониях (поселениях) на территории Украины и Польши были опубликованы в научных сборниках и периодических изданиях в период с 2008 по 2013 годы. Использованы авторские фотографии aziziansamvel из двух экспедиций и старые архивные фотографии в свободном доступе интернета. Ранее были опубликованы отчеты экспедиций по армянским историческим колониям в городах: Ивано-Франковск І, ІІІІІ, Снятын, Лысец, Городенка, Львов, Куты, Тысменица, Язловец I,II,III, IV.


Продолжение,Часть ІV.


Все документы относительно постройки и реставрации армянской церкви в Станиславе находятся в Центральном государственном историческом архиве Украины во Львове и Государственном архиве Ивано-Франковской области. В настоящее время здание армянской церкви использует для богослужения Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

Рисунок центральной части Станиславова после очередного пожара в 19-м веке, справа вверху видна сгоревшая крыша колокольни на армянском храме.

В 1762 году Армянский католический храм был вновь выстроен на фундаменте раннего деревяного храма Армянской апостольской церкви, это подтверждает традиционное расположение храмов ААЦ алтарем на восток, которое не объязательно в католицизме.
Интересные сведения о реставрации армянской церкви, пострадавшей в период первой мировой войны, можно найти в Государственном областном архиве Ивано-Франковской области. По свидетельству Львовского армянского митрополита Иозефа Теодоровича, после артиллерийского обстрела русскими войсками города Станислава была частично разрушена крыша армянского храма. В результате этого начали промокать стены и потолок церкви, что, в свою очередь, могло привести к порче знаменитых фресок. Армянская общественность города Ивано-Франковска и настоятель церкви о. Франтишек Комусевич всерьез были обеспокоены создавшимся положением и обратились в Министерство по делам религий в Варшаве с просьбой о помощи [ГАИФО, ф. 1, оп. 2, д. 2, л. 10]. В Государственном архиве Ивано-Франковска находится большое количество архивных документов: переписка армянской парафии Станислава с Министерством по делам религий в Варшаве, свидетельствующих о том, с каким трудом армяне восстанавливали свою разрушенную церковь в течение 20-30-х годов XX столетия.

Письмо Львовского Армяно-католического митрополита Йосифа Теодоровича в Министерство конфесий и просвещения Польши, для признания армянского храма в Станиславе историческим памятником национального значения.
Восстановление церкви усугублялось тем обстоятельством, что во время первой мировой войны многие армяне Станислава либо находились на воинской службе, либо переехали в другие города и страны, а некоторые погибли вследствие военных действий. Об этом констатируют как армянские церковные источники, так и документы городского магистрата. Именно значительным уменьшением армянской общины Станислава объясняется решение обратиться к центральным властям Польши с просьбойо помощи в реставрации армянской церкви, которая стараниями армянского духовенства в 1922 году была внесена в список исторических памятников, охраняемых Польским государством. В многолетней переписке, начиная с 1922 года, с Министерством по делам религий в Варшаве армянские священники смогли добиться частичного государственного финансирования строительно-восстановительных работ. С этой целью Станиславским окружным ремонтным бюро по поручению министерства были составлены ремонтная смета и опись строительных работ. Также была произведена закупка листовой оцинкованной жести, других строительных материалов. Переписка 1923 года, уже с Министерством общественных работ в Варшаве, свидетельствует о том, что выделенных денег на ремонтно-восстановительные работы не хватает. Имеется письмо, в котором министерство предлагает армянским священникам обратиться за финансовой помощью к другим армянским общинам. Переписка продолжается еще некоторое время, после чего армянская община города Станислава, уже не надеясь на помощь министерства, принимает решение своими силами продолжить начатые ремонтные работы. С этой целью армянская религиозная община в 1924 году создает Комитет по восстановлению армянского храма, в который входят влиятельные армяне Станислава, и начинает активную организаторскую деятельность . В первую очередь комитет нанимает руководителя восстановительными работами. Им становится архитектор Бронислав Кулаковский. Тогда же составляется новая смета строительных работ. Одновременно комитет ведет работы по сбору денежных средств на финансирование строительных работ. На денежные пожертвования, собранные среди армян Станислава, были куплены четыре колокола, названные в честь Пресвятой Богородицы, св. Григория, св. Станислава Костки и св. Иосифа. Большую моральную и финансовую помощь комитету оказывала метрополия армянской церкви во Львове . Сохранились документы, свидетельствующие о том, что для завершения начатого строительства львовская митрополия привлекла все возможные средства.


Письмо в Министерство конфессий и просвещения в Варшаве, с просьбой выделить средства для реставрации пострадавшего от военных действий армянского храма, подписано настоятелем ксендзом Францишеком Комусевичем, главой армяно-католического парафиального комитета в Станиславове Людовиком Абгаровичем, и мэром королевского вольного города  Станиславова, от 22 марта 1922 года.

Примечательно, что когда после первой мировой войны люди жили в лишении, малочисленная армянская община Станислава, несмотря на все невзгоды, нашла в себе силы и средства для полного восстановления в 1938 году своей духовной святыни - храма Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. История восстановления этого храма является ярким примером сплоченности и непоколебимой веры армянской национально-религиозной общины Станислава.

Несмотря на все трудности в годы второй мировой войны, армянская церковь Станислава продолжала служить духовным потребностям верующих армян. Церковь функционировала и при советской власти, вплоть до закрытия церкви и «репатриации» Галицких армян в Польшу в 1946-1947 годах. В 1946 году здание закрытого армянского храма было передано Русской православной церкви (РПЦ). Однако в 1948 году церковь пришлось закрыть из-за отсутствия в городе православного населения. По этой причине здание храма передали украинским художникам. В середине 1960-х годов всех художников разогнали за диссидентскую деятельность, а храм снова закрыли. В 1971 году в армянском храме расположили Государственный музей истории и атеизма, который работал до февраля 1990 года, когда храм повторным решением передали Украинский православной церкви Московской патриархии (УПЦ МП). Однако спустя некоторое время новый настоятель храма о. Андрей (Стефан Абрамчук) вышел из подчинения Московской патриархии (УПЦ МП - наследница имущества РПЦ в Украине), и с 1992 года здание армянского храма перешло в подчинение Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) которая была создана митрополитом Василием (Липковским) в 1918 году.


Обращает на себя внимание то, что новые хозяева уже длительное время ведут ремонтные работы как в храме, так и в здании бывшей школы. В связи с этим еще несколько лет назад на польском сайте появились первые тревожные статьи бывших парафиян армянской церкви Станислава, живущих ныне в Польше, встревоженных качеством и методами проводимой реставрации. При этом указывалось, что знаменитые старинные фрески Яна Солецкого зарисовываются малохудожественными композициями неизвестных современных авторов, меняющих аутентичные сюжеты и изображения. Мотивируется это тем, что старинные художественные произведения не соответствуют канонам, принятым в православии.

Нужно отметить, что вследствие проведенных в 2008-2010 годах ремонтных работ старые окна храма были заменены новыми металопластиковыми. В то же время во дворе церкви появилась огромная куча разбитых изразцов, видимо, от разобранных старинных печей в здании школьной бурсы (нижнее фото).


В 2008 году на здании армянского храма слева от двери еще размещалась типовая государственная охранная табличка, однако к 2012 году она исчезла. Памятнико-охранным организациям предстоит выяснить, кто и на основании какого решения снял государственную охранную табличку с фасада исторического архитектурного памятника?


Армянский храм в Иванофранковске, бывшем Станиславе через 250 лет и длительной реставрации предстал в таком обновленном виде.


Самвел Азизян

Окончание, начало тут:

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

источник: http://kievao.com.ua/

 
Ближайшие мероприятия общины: