Киевская Армянская Община 2009-2012

Վավելի ամրոցի գանձերը: Часть II. Сокровища Вавельского замка.


Шимон Богушович. Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек в Москве 8 мая 1606 года. Масло на холсте.
Государственный исторический музей. Москва.

Самвел Азизян.

2. Марина Мнишек — Императриця Марина

История всей жизни в одной картине

Именно из среды галицких многонациональных мастеров и ремесленников на стыке Средних веков и Новых времен вышла плеяда талантливых художников, которые положили основу уникальной Львовской художественной школы. Одним из самых ярких представителей ее во времена епохи Ренесанса был мастер исторических портретов и батальных сцен львовянин армянского происхождения Шимон Богушович (Szymon Boguszowicz). Сегодня его художественные портреты, кроме Львовской картинной галереи, можно увидеть в экспозициях известных европейских музеев. Так, в собраниях художественных произведений Вавельского Королевского музея, в Кракове, рядом с портретами польских королей экспонируется уникальная картина Шимона Богушовича "Марина Мнишек", которую он написал в 1606 годуа в Москве.

 



Шимон Богушович. Царица Марина в коронационном наряде. 1606. Масло на холсте. 211.5 × 137 cm. Вавельский замок. Краков.

На портрете в полный рост изображена необыкновенной красоты женщина, одетая в дорогое свадебное платье и вся увешана драгоценностями. В правом верхнем углу картины двуглавый орел, герб русских царей. Там же указана дата: 1606. Под гербом на покрытом бархатом постаменте знаменитая бриллиантовая "Большая корона" русских царей. Рядом с ней скипетр. Не тот ли это устрашающий скипетр, которым, по преданию, "Царь и великий князь всея Руси" Иван IV Грозный в 1582 году убил своего сына Ивана, героя Ливонской войны и, став сыноубийцей, навлек на свой род страшное проклятие? В результате наследником трона стал недееспособный царевич Федор, загадочно умерший, оставшись в истории последним царем из династии Рюриковичей. По левой стороне картины написано: "Марина Мнишек ... жена Дмитрия Московского Императора". Надпись на картине вызывает много интересных вопросов. Прежде всего, кем на самом деле была Марина Мнишек? Ведь в иерархическом реестре российских монархов царицы с таким именем не было. И кто такой Дмитрий, названный императором? Всем известно, что первый российский императором был избран в 1721 году, и им стал Петр Алексеевич (Великий), а до него всех российских правителей величали царями или князьями. Ответы на все эти вопросы можно получить, только открыв книгу истории. Из нее мы узнаем, что имя Марины Мнишек очень хорошо известно историкам и тесно связано с именами самых ярких исторических личностей того времени. Можно без преувеличения сказать, что Марина Мнишек была вовлечена в наибольшую интриги в истории России, Польши и Украины XVII века. Игроками в этой интриге были короли Польши и Швеции Сигизмунд ІІІ Ваза, русские цари Борис Годунов и Василий Шуйский, российские герои Минин и Пожарский, предводитель народного движения Иван Болотников, цари-самозванцы Лже-Дмитрий I и II, казачий атаман Иван Заруцкий, запорожские казаки с гетманом Петром Сагайдачнім во главе, которые чуть не захватили Москву.

 


Шимон Богушович. Коронационный портрет Марины Мнишек. 1606. Масло на холсте. Государственный исторический музей, Москва.

К интриге, которая длилась дольше десяти лет и была названа в российской истории "Смутным Временем", также подключились огромные массы людей и народов Московии, Украины (в частности Чернигово-Сиверщины) и Польши. Все это время Россия, по сути, находилась в состоянии кровопролитной гражданской войны, решался вопрос, а будет ли в дальнейшем существовать Московское государство? А началось все с боярских распрей, которые вспыхнули в Москве после смерти Бориса Годунова. Воспользовавшись тем, что покойный царь не имел наследника (царевич Дмитрий был усыплен по приказу самого же Бориса), польский король Сигизмунд ІІІ Ваза пожелал "выбрать" на русский престол своего ставленника, прозванного в народе Лже-Дмитрий. Изюминкой этой аферы должна была стать честолюбивая и образованный 18-летняя галицкая красавица Марина Мнишек. Она родилась примерно 1588 году и жила в галицком городке Самбор в семье влиятельного воеводы Юрия Мнишека. Наверное, как и все девушки ее возраста, мечтала обручиться с "принцем" и стать королевой.

Шимон Богушович. Коронационный портрет Лжедмитрия. 1606. Масло на холсте. Государственный исторический музей, Москва.


Поэтому и согласилась на такое ​​сомнительную предложение, как выйти замуж за самозванца Лже-Дмитрия I и стать русской царицей. Весной 1606 г. года вместе с отцом и многочисленной свитой, в которую входил даже королевский художник Шимон Богуш, Марина уехала из Самбора "покорять" Москву. Там, после венчания в Успенском соборе Кремля с самозванцем Дмитрием и одновременной коронацией (миропомазанием) в присутствии московского патриарха и бояр она царствовала в Москве ровно одну неделю. На свою свадьбу она получила от московских бояр и своего мужа много подарков: одних драгоценностей на сумму 500 000 рублей и миллион рублей деньгами. После "медовой недели" произошел дворцовый переворот, и царица Марина вместе с мужем были скинуты с престола боярином Василием Шуйским. Московские бояре заставили Марию отдать все полученные подарки, драгоценности и миллион рублей в обмен на жизнь.


Шимон Богушович. Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек в Москве 8 мая 1606 года. Масло на холсте. Государственный исторический музей. Москва.

Однако московские бояре сделали огромную ошибку, отпустив Марину, которая отдала им все деньги и драгоценности. Они не оценили ее скрытых лидерских способностей и честолюбивых стремлений. Думали, что отпускают домой, к матери, смертельно запуганную девушку, сломанную тюремным заключением и не способную больше постоять за себя. И в этом страшно ошиблись и горько потом каялись, но было уже поздно. Потому что они отпустили из московского заключения не беззащитную девушку, а законно избранную московскую царицу, славолюбивую, уверенную, красноречивую и очаровательную женщину, способную повести за собой и московских князей, и польских воевод, и даже непокорных украинских казаков! Поэтому Марина не спешила домой и после возможной смерти и таинственного исчезновения тела своего мужа Лже-Дмитрия І, тайно обвенчалась с самозванцем Дмитрием ІІ, якобы "узнав" в нем своего пропавшего "милого".

 


Шимон Богушович. Прием послов Лжедмитрием. 1606. Масло и темпера по дереву. Национальный музей Венгрии. Будапешт.


С помощью Польши, Швеции и многих сторонников из России они более десяти лет удерживали свою "царскую власть" в Твери и около 20 севернорусским городах, среди которых Суздаль, Владимир, Ярославль, Вологда, Астрахань, и украинских Чернигове, Путивле. Российское общество разделилось на два лагеря: тех, кто не признавал законности избрания московским царем Василия Шуйского, и тех, кто не признавал законности избрания царем Дмитрия (Лже-Дмитрия II). В этом обстоятельстве в выгодном состоянии становилась позиция царицы Марины, потому что она, в отличие от двух упомянутых "царей", бесспорно была коронована по всем канонам на московский престол. Вследствие этого противоречия разгорелась невиданная до тех пор по своей продолжительности и по своим масштабам гражданская война в России. Только национально-освободительная борьба, которая началась с народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, смогла освободить российские города и сбросить господство "царя-самозванца".

Шимон Богушевич. Портрет Сигизмунда ІІІ Вазы короля Польши, Великого князя литовського, Великого князя Руского, короля Швеции. 1612-1613. Масло на холсте. Олеский замок. Филиал Львовской галереи искусств.

После смерти Лже-Дмитрия ІІ Марина Мнишек возложила все надежды на своего сына и своего нового защитника казачьего атамана Ивана Заруцкого, который мечтал стать фаворитом при "Московской Императрице Марии". Но, как известно, все сложилось иначе, и летом 1613 года, потеряв всех своих поклонников и даже собственного сына Ивана, Марина попала в плен к русским. Она умерла в одиночном заключении, когда ей было всего 25 лет. Впрочем, она все же пережила своего "коронного соперника", российского царя Василия Шуйского, преданного и выданного своими же боярами королю Сигизмунду ІІІ Вазе. Шуйский бесславно умер в польском плену в Варшаве.


Шимон Богушевич. Портрет Юрия Мнишека. 1610. Масло на холсте. Олеский замок. Филиал Львовской галереи искусств.

Но после смерти Марины в 1613 году не закончилось кровавое "Смутное Время". Наоборот, смута вспыхнула с новой силой, охватив левобережные украинские земли. К конфликту присоединились Запорожские казаки. Козаки выступили на стороне поляков, в поддержку сына Марины Мнишек "царевича Ивана». Не последнюю роль в принятии казаками этого непростого решения очевидно сыграло то обстоятельство, что сам гетман Петр Сагайдачный был родом из Самбора. Это подтверждают многочисленные писаные источники. Например, вот что говорит хронист Ерлич о Сагайдачном: "Не простого он был рода, но шляхтич из-под Самбора". Очевидно, он был лично знаком с Мариной и ее отцом Юрием Мнишеком. Можно предположить также, что Петр Сагайдачный, который был не только великий украинский полководец, но и большой патриот и дипломат, выступая на стороне Мнишек, имел свои планы послевоенного развития украинских земель.


Шимон Богушович (?). Гетман Петр Кононович Конашевич-Сагайдачний (1577—1622), Гетман Войска Запорожского. Национальный музей Истории Украины. Киев. Фотография Самвела Азизяна.

 


Поэтому осенью 1618 казаки начали стремительное наступление на Москву, овладевая один за одним российскими городами, которые стояли на пути их войска. Навстречу гетману, по приказу царя Михаила Федоровича, отправилось московское войско во главе с боярином, воеводой и князем Дмитрием Пожарским, которое должно было остановить казаков у города Коломна и не дать им возможности переправиться через реку Ока. Однако московскому войску не удалось выполнить царского приказа. Казаки переправились без помех. Это неожиданное обстоятельство не на шутку напугало как русских, так и союзных с запорожцами поляков. Поэтому последние поспешили заключить мирный договор с Московией. Только польско-российское (Деулинське) перемирие спасло Москву от разгрома, когда в октябре 1618 года двадцатитысячное войско запорожских казаков во главе с легендарным гетманом Петром Сагайдачным, подступило под стены Белокаменной. А московские воеводы бежали из города, так как, по словам местного летописца, «на них напал большой ужас". Этот стремительный поход запорожских казаков в дальнейшем с опаской вспоминали все последующие российские цари. Историки считают, что именно этот триумфальный "московский поход" гетмана Петра Сагайдачного сыграл свою роковую роль, когда императрица Екатерина II вспомнила о том в Сенате и приняла решение о роспуске Запорожской сечи ..

Шимон Богушович. Битва при Клушино. До 1620 года. Масло на холсте,
550 × 650 cm. Олеский замок. Филиал Львовской галереи искусств.

.


Шимон Богушович. Заочное обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове 12 ноября 1605. Масло на холсте. Государственный исторический музей. Москва.

Кто же был на самом деле Марина Мнишек - царица или авантюристка? На этот вопрос есть разные мнения, но факт остается Марина, хоть и недолго, таки была московской царицей! Ведь она официально, со всеми церемониями короновалась в московском Кремле и целую неделю продержалась на российском троне. Ей поклялись на верность все московские бояре, в том числе и будущий русский царь Василий Шуйский.
Была ли она авантюристкой? Безусловно, да! Ведь не каждый, даже очень честолюбивая женщина осмелилась бы на такой смелый шаг с постоянным риском для жизни. И это ради фантастической цели, к которой она шла всю свою короткую жизнь, несмотря на потери и гибель трех своих мужей и малолетнего сына.
Такую вот бурную историю может рассказать древний портрет. Историю головокружительного подъема и падения "Самборской Золушки", которая на мгновение стала царицей, но мечтала и дальше быть императрицей!
И все же, как бы ее характеризовали историки и современники, враги и друзья, несомненно одно, что московская императрица Марина из маленького городка Самбор на Галичине была неординарной личностью, достойной искреннего уважения и одной из немногих знаменитых женщин прошлых веков, сумели оставить свой яркий след в мировой истории.
Неизвестно также, когда именно Шимон Богуш завершил этот портрет. Во время Марининого царствования или во время изгнания? История умалчивает об этом, но это пока не так важно. Для нас, современников, важно то, что дворцовый художник знаменитой Львовской художественной школы, галичанин армянского происхождения Шимон Богуш, "посвящен" в тайне польского королевского двора, в одном портрете сумел правдиво отразить мгновение истории и донести потомкам. И если бы осуществилась тогда заветная мечта честолюбивой галичанки Марины, выраженная в этой картине, кто знает, как повернулось бы в дальнейшем колесо украинской и всемирной истории ...

Кто же была на самом деле Марина Мнишек царица или авантюристка? На этот вопрос есть разные мнения, но факт остается фактом Марина, хоть и недолго, таки была московской царицей! Ведь она официально, со всеми церемониями короновалась в московском Кремле и целую неделю продержалась на российском троне. Ей поклялись на верность все московские бояре, в том числе и будущий русский царь Василий Шуйский.

Была ли она авантюристкой? Безусловно, да! Ведь не каждая, даже очень честолюбивая женщина осмелилась бы на такой смелый шаг с постоянным риском для жизни. И это ради фантастической цели, к которой она шла всю свою короткую жизнь, несмотря на потери и гибель трех своих мужей и малолетнего сына.

Такую вот бурную историю может рассказать старинный портрет. Историю головокружительного подъема и падения "Самборской Золушки", которая на мгновение стала царицей, но мечтала и дальше быть императрицей!

И все же, как бы ее характеризовали историки и современники, враги и друзья, несомненно одно, что московская императрица Марина из маленького городка Самбор на Галичине была неординарной личностью, достойной искреннего уважения и одной из немногих знаменитых женщин прошлых веков, которые сумели оставить свой яркий след в мировой истории.

Неизвестно также, когда именно львовский армянский художник Шимон Богуш завершил этот портрет. Во время Марининого царствования или во время изгнания? История умалчивает об этом, но это и не так важно. Для нас, современников, важно то, что дворцовый художник знаменитой Львовской художественной школы, галичанин армянского происхождения Шимон Богуш, будучи "посвящен" в тайны польского королевского двора, в одном портрете сумел правдиво отразить мгновение истории и донести потомкам. И если бы осуществилась тогда заветная мечта честолюбивой галичанки Марины, выраженная в этой картине, кто знает, как повернулось бы в дальнейшем колесо украинской и всемирной истории ...

Родительский дом семьи художника Шимона Богушовича на улице Армянская во Львове. Фотография Самвела Азизяна

Автор Самвел Азизян.
Текст переведен с украинского, оригинал опубликован в журнале "Всесвіт" №9-10 за 2007 год.
(окончание, начало тут)
————
© Самвел Азізян, 2007.

 
Ближайшие мероприятия общины: