Киевская Армянская Община 2009-2012

Памятники армянской диаспоры: Армянский храм в Черновцах. Часть - ІІ

Продолжаем цикл рассказов об армянских исторических колониях в Украине и предлагаем вниманию читателей короткий обзор по материалам нескольких историко-этнографических экспедиций членов Киевской арменоведческой комиссии в Западную Украину в 2008-2018 годах, в ходе которых были исследованы армянские фонды в государственных архивах Львова, Черновцов и Ивано-Франковска, осмотрены сакральные и гражданские сооружения в местах традиционных армянских поселений. Отчеты о современном состоянии сакральных и гражданских сооружений этнических армян в исторических колониях (поселениях) на территории Украины и Польши были опубликованы в научных сборниках и периодических изданиях в период с 2008 по 2018 годы. Использованы авторские фотографии aziziansamvel из экспедиций, архивные документы и старые фотографии в свободном доступе интернета, приведены выписки из работы Игоря Чеховского "Армянский храм Йозефа Главки центр духовной жизни армянской общины Черновцов". Ранее были опубликованы материалы экспедиций по армянским историческим колониям в городах: Ивано-Франковск (до 1962 года Станислав)ІІІІІІСнятынЛысецГороденкаЛьвовКуты, Замостье (Польша) I, II,Тысменица, Язловец IIIIII,  IV.

ЧАСТЬ - ІІ. Продолжение, начало тут

 

На территории Буковины первые армянские иммигранты прибыли, по мнению исследователей, еще в 60-70-х годах XIV в. В основном это были выходцы из Киликийского королевства, последнего независимого армянского государства средневековья, которое было захвачено мусульманами-мамлюками. Так, в кондаке (верительной грамоте) католикоса армян Теодороса II от 13 августа 1388 среди других упоминаются армянские приходы на Буковине: в Серете и Сучаве (Румыния)[9, с. 162-163].


Печать управы армянской общины в Буковинском городе Ботошаны (Румыния), возле г. Черновцы.

После присоединения Буковины к Австрии в край пришла волна новых армянских переселенцев основу которых составляли галицкие, или львовские армяне, принадлежащие к Армянской католической (униатской) церкви, то есть признавали верховенство папы Римского. В то же время на юге края оседали армяне-григориане, которые переселялись из Молдавии. Поэтому в австрийское время на Буковине возникли две армянские религиозные общины: григорианская с центром в Сучаве и армяно-католическая, или униатская, сформировавшаяся вокруг Черновцов [4, с. 110; 5]. Таким образом армянская община Буковины была двух конфесиональная и, соответственно — двух культурною.
Верующие Армянской апостольской церкви в соседнем городе Сучава имели свою старинную церковь, в отличие от верующих Армяно-католической церкви живущих в Черновцах и окрестностях.


Не имея на первых порах своего храма, черновицкие армяне-католики в лице Якуба Шимоновича установили по милости местных католиков в Латинском костеле Воздвижения Всечестного Креста большую икону своего покровителя св. Григория Просветителя, чтобы, как отметил Садик Баронч, "хотя вид изображения этого святого скреплял дух армянской общины» [16, с. 81].



Армяно-католический приход в Черновцах был создан в 1836, пастырем (администратором) которой временно был поставлен Целестин Торосевич, бывший Кутский викарий [16, с. 81; 24, с. 283]. Мессу для армян он отправлял в римско-католическом костеле Воздвижения Всечестного Креста.

Сооружение армянского храма началось в 1869 году в историческом армянском квартале. Надо полагать, из-за тяжелой болезни, которая 1872 буквально свалила с ног архитектора Йозефа Главку, он не смог лично довести строительство храма до конца. Тем не менее, армянской общине Черновцов удалось достичь своей цели — чудо-храм, творение гениального Йозефа Главки, поднялся своими остроконечными шпилями над суетой старого купеческого квартала. 9 октября 1875 армянский храм Св. Апостолов Петра и Павла был торжественно освящен.

Благодаря великолепной акустике храм изначально использовался как концертный зал: здесь устраивались вечера церковного пения и музыки, звучал орган. Наконец, армянский храм выполнял свое самое главное предназначение, которое на него возлагала община: он стал главным центром духовной жизни армянской общины, местом национального и семейного сплочения для оторванных временем и расстоянием от родины армян.

Украинский исследователь-филолог Нестор Яворовский в коротеньком очерке о "наших армян", помещенном в "Буковинском православном календаре" за 1894, констатирует по этому поводу: "их потомки (т.е. потомки древних армянских иммигрантов) в настоящее время живут в Галиции, на Буковине и в Бессарабии, где они, чувствуя себя поляками, уже давно забыли язык армянский. /.../. Все говорят между собой по-польски, а только в церквях богослужение идет на староармянском ... "[15].

Последнее замечание весьма красноречиво — Действительно, ополяченным армянам об их происхождении не давал забыть национальный храм — армянский костел в Черновцах. При нем была создана Бурса армяно-католическая (авт.- школа с пансионом, для приезжих учащихся), которая располагалась напротив церкви, в доме по улице Армянской, 16. Там дети помещиков, бургомистров и музыкантов с впечатлением узнавали богатую, но и драматическую историю и культуру своего народа, учились разговаривать и читать на языке прадедов.

Внутренний дворик Бурсы армяно-католической в Черновцах. Напротив здание школы, справа двухэтажный пансион, для приезжих учащихся.
Оригинальная печать Бурсы армяно-католической в Черновцах с подписью о. Виктора Квапинского, управляющего банком-ломбардом «Mons Pius» Львовской архиепархии Армянской католической церкви.



Продолжение следует, начало тут

источник: http://www.kievao.com.ua/
Киевская комиссия по вопросам арменоведения.

 
Ближайшие мероприятия общины: