Киевская Армянская Община 2009-2012

ПЕРВЫЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ АРМЯНО-КАТОЛИКОВ ВО ЛЬВОВЕ. ԼՎՈՎԻ ՀԱՅ ԿԱԹՈՂԻԿՆԵՐԻ ԱՌԱՋԻՆ ՏԱՃԱՐԸ:

samvelazizian Продолжаем цикл рассказов об армянских исторических колониях в Украине и Польше. Предлагаем вниманию читателей короткий обзор по материалам нескольких историко-этнографических экспедиций членов Киевской арменоведческой комиссии в Западную Украину и Польшу в 2008-2018 годах, в ходе которых были исследованы армянские фонды в государственных архивах Львова, Черновцов и Ивано-Франковска, осмотрены сакральные и гражданские сооружения в местах традиционных армянских поселений. Отчеты о современном состоянии сакральных и гражданских сооружений этнических армян в исторических колониях (поселениях) на территории Украины и Польши были опубликованы в научных сборниках и периодических изданиях в период с 2008 по 2018 годы. Использованы архивные документы, фотографии и карты в свободном доступе интернета (с сылками),  в статье приведены выписки из сборника научных работ Ярослава Дашкевича "Армяне в Украине: дорогами тысячелетий", Львов: Логос, 2012. Ранее были опубликованы материалы экспедиций  по армянским историческим колониям в городах: Ивано-Франковск (до 1962 года Станислав)ІІІІІІСнятынЛысецГороденкаЛьвов I, IIКуты, Замостье (Польша) I,II;Тысменица, Язловец IIIIII,  IV; Черновцы І, ІІІІІМелитополь; Жванец І, ІІ.


В предыдущей статье читатели знакомились с самыми старыми армянскими храмами Княжьего Львова расположенными в предместье Подзамче и с армянским храмом Сурб Хач (Св. Крест) в районе Замарстынов. Рассказы про львовские армянские храмы будут не полными, если не рассказать про католический костел Св. Иоанна Крестителя, который стал первым кафедральным храмом армян-униатов Львова.

Прогуливаясь по армянским историческим местам Львова никак не миновать Старой Рыночной площади в бывшем Краковском предместье, где изначально располагался торговый центр старого княжьего города. Здесь как и в районе Подзамче проживало много армян, которые имели свои торговые ряды и жилые дома вокруг площади. До наших дней не сохранились старинные дома, так как площадь была несколько раз перестроена после пожаров и разрушений, однако в глубине площади на возвышенности сохранился небольшой, отличающийся своей оригинальной фасадной отделкой, старинный храм Св. Иоанна Крестителя, который многие столетия принадлежал армянам-униатам.

Трехгранная алтарная апсида костела Св. Иоанна Крестителя направлена строго на восток, такое расположение относительно сторон горизонта присуще для всех армянских церквей, в том числе находящихся во Львове. (см. аэрофотоснимок).

Исследователи до сих пор спорят о времени постройки этого старинного храма. Одни авторы связывают строительство храма с королевой Констанцией Венгерской (1246—1288/1302), супругой князя Льва Даниловыча (1228-1301), другие авторы считают основателями храма местных армян. О храме Св. Иоанна Крестителя написано довольно много, зачастую противоречивых научных и популярных статей.

В этой связи возникает вопрос: откуда появились во Львове армяне-униаты в XIV столетии, то есть за несколько столетий до известных исторических событий 1630 года, когда местные армяне во главе с епископом Торосевичем приняли унию с Римско-католической церквью? Обратившись к исследованиям, основанным на ранних источниках узнаем, что армяно-католическая церковь в Украине имела свою предысторию. Из письменных источников 70-х годов XIV века стало известно о Киевском армянском епископе Акопе, который перешел на унию, был изгнан из Киева и с небольшой общиной верующих поселился во Львове, где они получили в свое распоряжение церковь Св. Иоанна Крестителя возле Рынка в старом городе. [Ружицкий З.И. Неопубликованный документ XIV века по истории армянской колонии во Львове//Լրաբեր հասարակական գիտությունների. - Երևան, 1970. - №2.-էջ 106-108.]

Современные исследования подтверждают, что костел Св. Иоанна Крестителя был построен во второй половине XIV века, о чем свидетельствуют археологические исследования, проведенные в 1978 году и в 1984-1985 годах. Эта дата совпадает со временем появления во Львове армян-униатов. Храм возведен из кирпича на каменном фундаменте, однонефный размером 8х6 м. Внутри сохранился готический каркас поперечного окна на оси, характерный для готической архитектуры применимо с 14 века. Боковые аппликации в виде углублений, отображенных в восточной стене нефа и арки в осевом хребте, поддерживаемые профилированными импостами, аналогичны аркадам ведущим в узкие комнаты по бокам центральной апсиды Армянского собора во Львове, возведенного в 1363 году. Самый старый документ, относящийся к церкви восходит к 1371 году и относится к передаче деревни Годовица армянским священникам деканата Св. Иоанна Крестителя.

Сохранился еще один документ 1375 года, где сообщается о киевском армяно-католическом епископе Акопе (арм. - Հակոբ), который проживал в монастыре храма Св. Иоанна Крестителя. Эти данные свидетельствуют о том, что церковь Св. Иоанна Крестителя, вероятно, была основана между 1363 и 1371 годами.

Полукруглые арки на возвышениях также указывают на связь с армянской архитектурой. На старой фотографии храма Св. Иоанна Крестителя (на верхнем фото слева), сделанной в 1868 году до реконструкции храма, хорошо видна аркаура, которая была типична для армянской средневековой храмовой архитектуры, в том числе присутствует на Армянском соборе Успения Пресвятой Богородицы 1363 года (на верхнем фото справа).

Крест в виде оконного проема характерен для средневековой армянской сакральной архитектуры. Сравните: крестообразное окно в алтарной апсиде храма Св. Иоанна Крестителя во Львове  XIII-XIV века (слева) и cхожее крестобразное окно  в монастыре Аричаванк в Армении VII-XIII веков (справа).
Кроме того, на восточном фасаде сохранился армянский обетный крест, имеющий аналогию с армянским собором во Львове и храмами в Армении (см. фото). Строительство церкви во второй половине XIV века, также было подтверждено архитектурными исследованиями [Jan K. Ostrowski, Kościół p.w. Św. Jana Chrzciciela [w:] Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa ruskiego tom.19, Kraków: Międzynarodowe Centrum Kultury w Krakowie, 2011, s. 13-33].


Наиболее хорошо сохранившаяся апсидная часть храма, на переднем плане поздняя пристройка закрестья построенная по проекту известного львовского архитектора, армянского происхождения Юлиана Захаревича, также видна часть новой фасадной облицовки 19 века несоответствующая первоначальному контуру. При сравнении со старой фотографией замечаем отсутствие на крыше сигнатюрки исчезнувшей после поздней реконструкции храма.

На плане Я.Сас-Зубрицкого 1885 года (слева) крестиками обозначены три алтаря, что было характерно армянским церквам, также видны боковые пристройки: две ризницы или закрестья и притвор (выделенные более светлым тоном). На реконструкции И.Могитича (справа) восстановлен первоначальный вид храма, без ризниц и притвора, но с дополнительной боковой входной дверью по южной стороне.

Рассказ о первом львовском армяно-католическом кафедральном храме был бы не полным, если не упомянуть про самую известную икону Львовской Богородицы, которая несколько столетий хранилась в армянском храме. Легенда приписывает создание иконы евангелисту Луке, однако специалисты относят ее к первой половине 16 века.

Львовская Богородица прославилась чудесами, кроме католиков, ее чествовали, по словам Мартина Груневега, русины и армяне. Несколько столетий икона хранилась в храме Св.Иоанна, затем при Армянском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богоматери Львовской архиепархии Армяно-католической церкви.
Икона Львовской Богородицы была представлена в 1932 году, на выставке армянских памятников во Львове. Тогда польский исследователь Мечислав Ґембарович характеризовал образ как икону «византийской Мадонны», перерисованную около 1534 года.  Датировка памятника опиралось на древнейшую запись на обороте иконы, удостоверяющего ее освящение Львовским латинским архиепископом Бернардом Вильчеком именно того года. Другие указанные на иконе даты - 1586 и 1671, указывали на время «обновлений» изображения. На сочетание восточных и западных элементов в памятнике именно 1534 указывал также и известный польский искусствовед Тадеуш Маньковский (1936 г.). Есть мнение, что реставрацию иконы поручили известному львовскому королевскому художнику, армянского происхождения Шимону Богушу (Богушевичу).
После Второй мировой войны икона исчезла из поля зрения, и впоследствии снова привлекла внимание общественности в 1984 году., Когда была выкуплена у частного лица для фондов Львовской картинной галереи. По свидетельству тогдашнего директора картинной галереи, известного украинского искусствоведа Бориса Возницкого, принес икону в июне 1984 инженер Андрей Отко. По его словам, икону в 40-х годах прятала учительница школы армянок-бенедиктинок госпожа Станкевич. После смерти учительницы икона оказалась у ее воспитанницы - Софии Блонской, матери А. Отка.

(Продолжение следует)

Использованные источники:
  1. Швець В. Архітектурні дослідження храму Івана Хрестителя у Львові // Галицька брама, 2009. – С. 15
  2. Gbarowicz M. Obrazy i rzeby (Wystawa zabytkw ormiaskich we Lwowie) // Posaniecw. Grzegorza. – 1932. – № 9-11. – S. 147-148.
  3. Makowski T. Lwowskicechmalarzy w XVI I XVIII wieku. – Lwіw, 193
  4. http://risu.org.ua/ua/relig_tourism/religious_region/59156/
  5. http://photo-lviv.in.ua/kostel-sv-ivana-hrestytelya-odyn-z-najdavnishyh-hramiv-lvova/
  6. https://www.google.com.ua/maps/
  7. http://kievao.com.ua/
  8. https://pl.wikipedia.org/


Подготовил Самвел Азизян
Источник
http://kievao.com.ua/

 
Ближайшие мероприятия общины: