Первые армянские храмы Львова: Подзамче. |
АРМЯНСКИЙ САКРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПОД ЗАМКОВОЙ ГОРОЙ. ![]() Ежегодно миллионы туристов прибывающих во Львов начинают знакомство с городом с обязательного посещения Армянского кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы, который находится в старинном армянском квартале. Собор и прилегающие к нему сакральные сооружения в исторической части города составляют неповторимый архитектурный комплекс, который в 1998 году был включен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Многочисленные туристы, в числе которых есть и армяне, ограничивают знакомство с армянской исторической колонией Львова посещением соборного комплекса 14-19 вв. и прилегающей Армянской улицы с жилыми домами известных армян, некоторые очень любознательные туристы также посещают изумительный мемориальный ансамбль армянских архиепископов на Личаковском кладбище (захоронения с 18 в.). Однако лишь единицы посвященных знают, что в древнем городе основанном в 1246-1248 гг. в совершенно другом районе под Замковой горой, существовала более древняя армянская колония с немалым сакральным комплексом, включающим: собор, монастырь, часовню, резиденцию епископа, госпиталь, некрополь и др. строения. Первые львовские армянские епископы подчинялись киликийским патриархам в Ромкле и Сисе. Видимо не случайно именно в Львов в 1440 году была привезена знаменитая библия армянских царей, после падения армянского царства в средиземноморской Киликии в 1375 году. Подробнее про это можно прочитать тут. ![]() На карте Львова 1352 года (это времена Галицко-Волынского руського княжества) обозначены две самые старые армянские церкви Львова — монастырь Св.Анны (№9) и церковь Св.Якова (№10), оба храма принадлежали Армянской апостольской церкви и были построены первыми армянскими поселенцами во второй половине ХІІІ века в львовском предместье Подзамче (укр. - Підзамче, пол.- Podgrodzie, арм. - Պիդզամչե) ныне это улица Богдана Хмельницкого, 38-40. На этой же карте отмечена сохранившаяся до наших дней старинная церковь Св.Иована Крестителя (№3), в которой в XIV веке проводили богослужения львовские армяне католики. Обратите внимание, что Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы на карте еще не отмечен, его строительство начнут лишь в 1356 году и завершат в 1363 году, то есть он появится почти спустя сто лет после появления первых львовских армянских церквей Св.Анны и Св.Якова (св.Акоба).
![]() Армянский сакральный комплекс в Подзамче находился сразу за городскими укреплениями, с юга примыкал к православной церкви и монастырю Св.Онуфрия, с востока занимал склоны Будильницкой горы (ныне ул.Замковая), с запада выходил на старинную улицу Армянский мост или Волынский шлях (ныне ул Богдана Хмельницкого, до1944 года Жолковская и Жолкевского), а с севера на улицу Татарская. На территории армянского комплекса находились три сакральных сооружения — церковь Св.Анны, церковь Св.Якова Низибенского, а также монастырь который ранее назывался "Святой Богородицы, которая исполняет просьбы" (Хндракатур сурб Аствацацин), а позже - монастырь "который исполняет волю" (Хаджкатар). Также, на верхнем фото (слева) отмечен ныне сохранившийся армянский храм Святой Крест Սուրբ Խաչ (XVII в.) с монастырем, который находится в соседнем районе Замарстынов, о нем писали ранее. ![]() Возникает естественный вопрос почему первые армянские колонисты селились в пригороде, за городскими крепостными стенами? Ответ находим у Ярослава Дашкевича: "Согласно регламентации, которую установила Константинопольская Православная Церковь, не православные жители городов имели право поселяться только за линией городских укреплений". Таким образом во второй половине ХІІІ века за городскими укреплениями в пригороде Подзамче появилась первая армянская колония. Наличие довольно значительного сакрального комплекса свидетельствовало о большой численности первых армянских колонистов. ![]() ![]() На карте 1770 года цифрами обозначены действовавшие армянские церкви: Св.Анны - №39, Св.Креста или Сурб-Хач - №10, Св.Иоанна Крестителя - №44. TOPOGRAPHIA Urbis Leopolis cum suis adiacentibus Suburbis, circa А 1770 (Kriegsarchiv) Автор Жан Доетч ![]() Один из самых детальных планов города Львова первых лет Австрийского правления 1770 г. Автор схемы Йосиф Даниел Губер. Hauptstadt Lemberg (Kriegsarchiv) Автор Йосеф Данієль Губер 1777 ![]() Если наложить друг на друга схематические "столетия" городской застройки, запечатленные на исторических картах Львова с современной картой, сможем проследить эволюцию расцвета и упадка армянского сакрального комплекса и вместе с ним всей армянской колонии в Подзамче на протяжении ХІІІ-XVIII вв. ![]() На австрийской военной карте 1770 года Йосифа Губера с очень большой точностью зафиксированы положения каменных зданий, которые соответствуют современным аэрофотосъемкам. Благодаря старой карте удалось локализовать и спроектировать все строения на территории армянского сакрального комплекса Подзамче. ![]() При ближайшем рассмотрении заметим, что из всех строений на территории армянского сакрального комплекса на сегодняшний день остался лишь дом армянского епископа, а на фундаментах армянской церкви Св.Анны стоит новое здание. ![]() Из всех сакральных строений до наших дней дошел лишь дом причета, который предположительно мог служить резиденцией первых армянских епископов Львова. На фундаменте церкви Св.Анны ныне стоит двухэтажный дом, который в точности повторяет контуры бывшей армянской церкви. Хотя не исключено, что в новом жилом здании были сохранены прочные внешние стены старой армянской церкви, как это случилось в Луцке. ![]() Здание стоящее на фундаменте армянской церкви Св.Анны, с западной стороны (ул.Богдана Хмельницкого). На фронтоне отсутствуют два окна и входная дверь с пятью ступеньками, которые обозначены на карте 1770 г. ![]() Вид того же здания с северной стороны (ул.Татарская). ![]() На боковой цокольной стене здания проступают камни армянского храма Св.Анны. ![]() А вот как первоначально выглядела армянская церковь Св.Анны, изображенная на старинной картине "Св.Антоний" в экспозиции Львовского музея истории религии (Я.Д.). ![]() Церковь Св.Онуфрия и армянская церковь Св.Анны несколько столетий стояли рядом, параллельно друг с другом разделенные лишь городскою крепостною стеною. Даже по размерам и внешнему виду они имели большое сходство (центральная нефа), что видно на старых картах, гравюрах и иконах. Слева на горе видна вышка Львовского телецентра, а под ней крепостная стена отделявшая монастырь от армянской церкви Св.Анны. ![]() Часть монастырской стены со стороны улицы Замковая.
![]() Две иконы из армянской церкви Св.Анны ныне находятся в Национальном музее во Львове им.А.Шептицкого (И.Гаюк. Иллюстрированная энциклопедия армянской культуры в Украине. Львов, 2012,). На иконах изображены Святые апостолы Евангелист Матвей и Евангелист Марк, на иконах хорошо видны надписи на древнеармянском соответственно: ՍԲՆ ՄԱԹԵՅՈՍ [SBN MAT’EYOS] и ՍԲՆ ՄԱՐԿՈՍ [SBN MARKOS]. ![]() Старинные могильные плиты из некрополя армянского монастыря св.Анны были перенесены в конце XVIII века во двор Армянского кафедрального собора и уложены в прилегающие дворики. ![]() Могильные плиты, музейные экспонаты и каменный барельеф святых – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, установленный над входной аркой Армянского кафедрального собора (Северный дворик), который некогда украшал фронтон армянской церкви Св.Анны в Подзамче и дом причета вот пожалуй и все, что осталось от первого армянского сакрального комплекса Львова. Впрочем, не исключено что возобновление археологических раскопок на территории бывших армянских церквей в Подзамче увенчается новыми открытиями. ![]() Более подробную историю армянских церквей Подзамче можно прочитать в научных работах украинских, армянских, польских ученых, а лучше сделать "тур выходного дня" и самим пройтись по описанным армянским историческим местам и музеям Львова получив массу новых впечатлений от увиденного. Продолжение следует автор текста и фотографий Самвел Азизян. источник: www.kievao.com.ua также читайте нас в социальных сетях: |