Киевская Армянская Община 2009-2012

Армянская церковь Св. Богородицы в крымском селе Грушевка.
17.02.2021 08:40

Юго-Восточный Крым богат историческими архитектурными памятниками, в том числе армянскими. В 2015 году вышла монография Майко В. В. и Джанова А. В. в одной из глав монографии дано описание малоизвестной армянской церкви Св. Богородицы в селе Грушевка, бывшее Салы. Представляем вниманию читателей краткую выдержку из монографии посвященную армянской церкви.

Село Грушевка (Суук-Сала, Суук-Салы, Салы).
Средневековое поселение на месте с. Грушевка на правом берегу р. Сала возникает, очевидно, не позднее второй половины XIV в. О приверженцах армянского вероисповедания из селения Салы известно из послания в католикосат 1744 г. и строительной надписи 1751 г. из монастыря Сурб Хач (г. Старый Крым). В 1778 г. жители Суук-Салы в количестве 224 душ были выселены российскими властями из Крыма на Нижний Дон, где, объединившись с выходцами из более мелких сел, основали селение Мец Сала. Впоследствии в селении Мец Сала была выстроена церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы). По всей видимости, храм на родине переселенцев имел тоже посвящение. В ведомости, приведенной в «Камеральном описании Крыма…» на 28 декабря 1783 г. в деревне Сувук Сала имелась церковь оставшаяся после выселения христиан. По сведениям епископа Таврического Гермогена (1886 г.): «Церковь каменная с такою же оградою построена в 1792 году из армяно-католического храма и освящена в честь Знаменской иконы Божией Матери, а в 1864 г. расширена постройкой двух боковых приделов». Как показали исследования 2004, 2007 гг. здесь речь шла о перестройке и ремонте в 1792 г. за-брошенного и обветшавшего средневекового армянского храма (рис. 7,1,2,7).
Литература:
Лашков Ф. Камеральное описание Крыма 1784 г. // ИТУАК.№ 7. С. 44; Гермоген, епископ Таврический. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии. — Симферополь, 1886. С. 262, 263. Гаврилов А. В.Средневековые памятники Юго-Восточного Крыма // Сугдейский сборник. Вып. III. Киев-Судак, 2008. С. 375; Байбуртский А. М. Новые данные по истории средневековой армянской общины в Кишлавской котловине. Поселения Бор-Каяи Сала // МАИАСК. Выпуск I. Симферополь, 2008. С. 77–88; Байбуртский А. М.Хачкары и росписи позднесредневековой армянской церкви в селе Грушевка(Сала) // Исследования по арменистике в Украине. Вып. 1. Симферополь, 2008.С. 13–20. Саргсян Т., Петросян М. Крым: Монастырь Сурб Хач. Симферополь,2008. С. 54.

Впервые артефакты позднесредневекового периода в окрестностях с. Грушевка были зафиксированы в 1936 г. О. Н. Бадером. К востоку от деревни, на северо-восточном склоне г. Каламбутка по указанию членов школьного краеведческого кружка было обследовано место старого «турецкого керамического завода» (рис. 6).В процессе обследования обнаружена многочисленная керамика средневекового времени. В 1990-х гг. археологические разведочные работы в пределах населенного пункта проводил А. В. Гаврилов, а в 2004 и 2007 гг. А. М. Байбуртский. Упраздненный в 1959 г. православный храм в с. Грушевка был закрыт, но избежал разрушения. После возобновления храма (1992 г.) в ходе ремонтных работ были открыты оригинальные конструкции средневекового периода. В октябре 2004 г. при проведении внутри храма строительных работ в основании юго-восточного алтарного плеча был найден фрагмент хачкара, который может быть датирован XV – XVI вв. В ходе земляных работ на территории, прилегающей к храму, был открыт ряд средневековых археологических объектов XV –XVIII вв. Работами по благоустройству интерьеров церкви, проводившимися осенью 2007 г., в ее алтарной части и наосе были открыты еще 8 вмонтированных в кладки хачкаров (рис. 7, 3–5). Некоторые из них по стилистическим особенностям можно отнести ко второй половине XIV в. Под слоем поздней штукатурки в алтарной конхе были так же открыты фрагменты росписи, которые могут быть датированы XVI – XVII вв. (рис. 7,6 ). Роспись выполнена в примитивной плоскостной манере, характерной для этого периода. Помимо того, на территории села был обнаружен хачкар, датированный 1483 годом. Не исключено, что к позднему средневековью можно отнести и сооружение фонтана поблизости храма. Судя по надписи на фасаде, последний раз он пере-страивался в 1890 г. Археологический материал позднесредневекового времени встречается повсеместно в восточной части села по правому берегу реки Сала.
Литература:
Бадер О. Н. Материалы к археологической карте Восточной ча-сти Горного Крыма // Труды НИИ краеведческой и музейной работы. М., 1940.Т. 1. С. 167–168; Гаврилов А. В. Средневековые памятники Юго-Восточного Кры-ма // Сугдейский сборник. Вып. III. Киев-Судак, 2008. С. 375; Байбуртский А. М. Новые данные по истории средневековой армянской общины в Кишлавской котловине. Поселения Бор-Кая и Сала // МАИАСК. Выпуск I. Симферополь, 2008. С. 77–88; Байбуртский А. М. Хачкары и росписи позднесредневековой армянской церкви в селе Грушевка (Сала) // Исследования по арменистике в Украине. Вып. 1.Симферополь, 2008. С. 13–20.

Ղրիմի Գրուշևկա գյուղի Սուրբ Աստվածածին հայկական եկեղեցին:

 
Ближайшие мероприятия общины: