Киевская Армянская Община 2009-2012

ПО СЛЕДАМ СИМЕОНА ДПИР ЛЕГАЦИ.
28.05.2021 07:57

Продолжая знакомство с армянскими историческими поселениями (колониями) на территории современной Украины и Польши, предлагаю читателям совершить виртуальную экскурсию по городам Замостье и Львову, где родился и жил средневековый армянском писатель-путешественник Симеон дпир Легаци, который в 1608 году отправился в двенадцатилетнее путешествие к святым местам в Иерусалим. Пройдя через множество городов и стран, он описал свое путешествие в рукописной книге «Путевые заметки». В материале использованы фотографии и видео Самвела Азизяна из этнографических экспедиций проведенных в 2008-2019 годах, приведены фрагменты из книги Симеона дпир Легаци «Путевые заметки», а также отрывки из научной статьи Ярослава Дашкевича «Симеон дпир Легаци – кто он?».


Начать виртуальное путешествие предлагаю в городе Замостье, где в 1584 году родился Симеон. Сейчас этот город входит в Люблинское воеводство Польши. Город уникален своей неповторимой архитектурой, здесь на Рыночной площади сохранились, пожалуй, самые красивые каменные дома, принадлежавшие зажиточным армянам, с которых начинается улица Армянская (Армянский квартал) ведущая к храму.

Конечно, дома расположенные ближе к церкви более лаконичны в своем архитектурном исполнении, однако очень уютные внутри, с внутренними двориками — атриумами. В одном из этих сохранившихся домов родился и провел юношеские годы Симеон.

Армянская церковь, соседствующая по описанию с домом Симеона была разрушена относительно недавно, на ее месте построена гостиница «Ренесанс», на которой установлена памятная табличка. Сегодня трудно идентифицировать какой именно из этих типовых домов-близнецов, построенных по единому архитектурному проекту, принадлежал семье Симеона, однако они настолько друг на друга похожи, что можно выбрать любой чтобы иметь представление об утонченных вкусах их хозяев.

Внутри домов не сохранилась полная обстановка средневековой эпохи, но много предметов быта демонстрируется в местном музее MUZEUM ZAMOJSKIE, который находится в одном из армянских домов. Ранее Армянскому кварталу Замостья и его известным обитателям был посвящен отдельный рассказ, но лучше поехать и все увидеть своими глазами. Музей открыт для посещения с 10.00 до 16.00, каждій день кроме понедельника. Цена билета от 2 до 4 евро.


Следуя хронологии книжных событий отправляемся во Львов, где Симеон учился, получил церковный сан дьякона и куда он вернулся после долгих странствий, затем женился и преподавал в местной армянской церковно-приходской школе.


Весь Армянский квартал Львова, вместе с кафедральным собором сохранился в первозданном виде, почти таким каким его видел Симеон дпир Легаци. Один из домов в Армянском квартале принадлежал Симеону, вернее его жене, которая получила его в приданное. В каком именно доме жил Симеон дпир Легаци во Львове? — Неизвестно, но ключ к разгадке дает известный историк и неутомимый исследователь истории львовских армян — академик Ярослав Дашкевич.

Архивные материалы, несомненно, откроют еще не одну страницу его жизни. Уже сейчас можно указать на следующие зтапы поисков: предбрачный договор Симеона следует искать в книге Львовского армянского духовного суда за 1572-1630 гг., которая хранится в Библиотеке Мхитаристов в Вене (рукопись № 441); договор 1624 г. между Симеоном и Львовским советом старейшин может быть упомянут в книге протоколов заседаний Львовского совета за 1608-1624 гг., в той же Венской библиотеке (рукопись № 444); отметки о получении Симеоном Мартиросовичем (или, скоре Mardiros oglu Simeon - так как все указанные материалы на кыпчакском языке) денег за учебу в школе, по всей вероятности, внесены в кассовую книгу совета за 1598-1637 гг. (там же, рукопись № 542). Конечно, не исключена возможность того, что имя Симеона вынырнет также из других материалов, отражающих повседневную жизнь львовской армянской колонии в первой половине XVII в.

После смерти жены, Симеон, по решению Армянского суда, возвращает дом своей теще и съезжает оттуда. Отцовский дом в Замостье был Симеоном продан еще перед переездом во Львов. Где же он поселился во Львове на этот раз? —  Ответ нужно искать в рассказе самого Симеона. Поиски последнего убежища Симеона приводят нас в Краковское предместье, где в те далекие времена располагались два армянских монастыря.


В этой центральной части
города, которое раньше считалось пригородом находился старый Армянский квартал, который включал в себя: монастырь Ачкатар, церковь св.Анны, церковь св.Акопа, церковь св.Креста и церковь св. Иоанна Крестителя, которая находится на площади Старый Рынок.  Во времена австрийского правления в конце XVIII века была разрушена церковь св.Акопа и перестроена в жилой дом церковь св.Анны. Однако чудом уцелело старинное здание причта, изначально используемое как резиденция армянского епископа, а затем многопрофильно: плебаня, гостиный дом, библиотека, школа. 

И вот мы приехали в опекаемый Господом, богохранимый столичный город, именуемый Львовом, где находятся престолы трех архиепископов: польского, руського [украинского] и армянского. Навстречу нам вышли священники и народ и с почестями препроводили нас в монастырь св. Ачкатара* и оказали большой почет паронтеру Гукасу как нвираку Иерусалима. Там он оставался две недели, а затем его отвезли в город и поместили в великолепном дворце, который был епископской резиденцией. Ибо во Львове существует следующее правило. Когда из Иерусалима или Эчмиадзина приезжает нвирак, он останавливается сперва в монастыре; спустя три дня собираются [243] 12 ага вместе с ктиторами и священниками и посылают к нему священника и двух ага и спрашивают, зачем он приехал. На сбор [пожертвований] или по другому делу? Он говорит причину. Если он имеет свидетельство, его с почестями везут в город, а если нет, выпроваживают из монастыря.


Армянский монастырь Ачкатар граничил с украинским монастырем св.Онуфрия, между ними проходила городская стена. В 13 веке армянам запрещалось иметь дома внутри городских стен, поєтому они поселились в так называемом Краковском предместье, прямо возле крепостной стены. На фото четко видно: слева церковь св. Онуфрия — справа здание плебани армянского монастыря Ачкатар, а посередине проходит импровизированная городская стена.

Если встать на улице Богдана Хмельницкого лицом к Замковой горе: слева перестроенное здание армянской церкви св.Анны (ул. Татарская, 14), которое изначально выполняло функции кафедрального собора, а справа в глубине виднеется небольшое здание плебани армянского монастыря Ачкатар. Адрес: улица Богдана Хмельницкого, 38.

К зданию плебани бывшего армянского монастыря поднимается небольшая дорога идущая от улицы Богдана Хмельницкого, справа видна украинская церковь св.Онуфрия.


Вблизи старинное здание выглядит довольно презентабельно, хотя перетерпело многочисленные реконструкции и обрасла пристройками.


Внутри парадного нас ждет удача, — практически средневековая лестница с перилами, именно такие деревянные лестницы стоят в армянских домах Замостья и Львова.

Еще одна находка — старинное окно, можно с уверенностью сказать — это артефакт. Рядом барельеф Святой Богородицы, видимо это работа более позднего автора. Напомним, что все постройки монастыря Ачкатар с 1630 года перешли в собственность Львовской Армяно-католической епархии.


С южной стороны здание плебани имеет жалкий вид, отчетливо видны все пристройки. Вверху видна часть городской стены поднимавшаяся по Замковой горе.

С северной стороны неказистое здание плебани выглядит величественно, словно дворец. Местный старожил рассказал, что во время войны в доме укрывлись несколько еврейских семей, которые были обнаружены немцами и переведены в еврейское гетто. Позже, один из выживших евреев приезжал, но это уже совсем другая история. Из этого дома Симон дпир Легаци отправился в свое 12-летнее путешествие, сюда вернулся и очевидно провел последние годы жизни. Именно здесь, на территории монастыря Ачкатар находился один из первых армянских некрополей. После запрета австрийскими властями хоронить умерших возле церквей армянский некрополь был ликвидирован, а могильные камни армяне перенесли и устелили ими южный дворик Армянского кафедрального собора Львова. Именно там следует искать надгробную  плиту (տապանաքար) с могилы армянского средневекового писателя-путешественника Симеона дпир Легаци. 


(Продолжение следует)

фотографии и текст подготовил Самвел Азизян.

источник http://kievao.com.ua/

 
Ближайшие мероприятия общины: