Киевская Армянская Община 2009-2012

Краткая хронология Киевской армянской общины.
31.08.2021 12:27

samvelazizian За свою, почти тысячелетнюю историю жизнь в киевской армянской колонии (поселении) прерывалась дважды: первый раз во время нашествия Батыя в 1240 году; второй раз при депортации из Киева в Луцк и Львов в 1659 году, по повелению царя Алексея Михайловича. Однако, как бессмертная птица Феникс, армянская колония Киева всегда возрождалась из пепла. Иногда этому возрождению предшествовали печальные события на исторической родине армян. Такие как: средневековое нашествие Византии и потеря армянской государственности в ХI веке, последующие монголо-татарские нашествия, падение армянского королевства Киликия в XIV веке, депортация и резня армян в Османской империи в 1915 году, разрушительное землетрясение 1988 года, конфликт вокруг НКАО…

Отметим основные этапы истории образования и развития армянской колонии (поселения) в Киеве или Манкермане, так армяне называли город в средние века. Когда появились в Киеве первые армяне доподлинно не известно, однако первые упоминания относятся к временам правления киевского князя Владимира Святославовича. В Киево-Печерском патерике, написанном в 13 веке упоминается «Армянская улица», так назывался армянский квартал в средневековых городах, который обязательно примыкал к торговому рынку. По мнению академика Ярослава Дашкевича армянская колония в Киеве изначально была основана как торговая фактория, удачно расположенная на торговых караванных путях. Тогда же очевидно была заложена каменная армянская церковь Рождества Пресвятой Богородицы на киевском Подоле. Армянская колония успешно развивалась до 1240 года, когда город был разрушен и разорен нашествием Батыя. Об этом печальном событии свидетельствуют археологические раскопки проведенные в 1975 и 1982 году, когда были раскопаны фундаменты разрушенной армянской церкви и братский некрополь жителей колонии, включая женщин и детей. [См. отчет археологической экспедиции Глеба Ивакина.]
В последствие армянская колония Киева, быстро возродилась и обрела черты общины со своим управлением и судом. На прежнем фундаменте восстановили разрушенную армянскую церковь, но уже из дерева. Именно такой её увидели и описал Мартин Груневиг во время своего посещения Киева в 1598 году. [См. статью Ярослава Исаевича.]
Размеренная жизнь в киевской армянской колонии продолжалась до 1659 года, когда армяне, вместе с католиками, иудеями и опальными украинскими казаками с атаманом Выговским были изгнаны из Киева и депортированы в Луцк и Львов, по указу российского царя Алексея Михайловича. Именно эту дату нужно считать конечной в существовании исторической армянской колонии в Киеве, с компактным проживанием в одном квартале. Вскоре российский царь сменил гнев на милость и армяне получили привелегии в российской торговле, с правом селиться в Киеве. Однако, при этом, армяне и другие народы ранее населявшие Киев навсегда утратили свои национальные кварталы и самоуправление. С тех пор армяне Киева живут дисперсно, при этом сохраняя общинную структуру лишь на общественных началах и только в области культурно-просветительской деятельности.
Очень мало изучена жизнь армян Киева в 18 веке и лишь в 19 веке появляются новые архивные сведения. В основном это регулярные жандармские отчеты о прибытии и убытии в Киев иноземных армян, как из исторической родины, так и из других стран. В Центральном Государственном Историческом Архиве Украины, помимо многочисленных сведений про приезжих армян, встречаются интересные сведения о кадетах-армянах служивших в киевской крепости, о назначении армянского священника, о студентах-революционерах и тому подобное. В старых киевских газетах можно также найти статьи о выставках картин художника Айвазовского и концертах с участием композитора Александра Спендиарова, но эти культурные события по праву следует отнести к общегородским, нежели к общинным. Первое упоминание об «армянском обществе» Киева можно найти в статье музыковеда Климента Квитки, опубликованный в украинской газете. В статье описан юбилейный концерт в честь композитора Кара-Мурза, устроенный армянским обществом Киева в Доме купеческого собрания в 1903 году.
После Первой мировой войны в Киев и Украину прибыло много армянских беженцев из Турции, специально для них был создан Комитет помощи армянским беженцам, который имел свои филиалы в нескольких крупных городах Украины. В первые годы советской власти в крупных городах Украины были зарегистрированы армянские общественные организации, в дальнейшем преобразованные в секции при общественной организации «Дом народов Востока». [См. научные исследования Карины Пивоварской.]
В короткий период истории независимости Украины и Армении (1918-1920) в Киеве было открыто армянское консульство. В 1924 году, на базе прежнего армянского общества в Киеве была зарегистрирована первая армянская советская общественная организация «Киевская армянская трудовая колония», которая впоследствии преобразовалась в секцию при «Доме народов Востока» и просуществовала до 1936 года. [Cм. научную статью Самвела Азизяна.]
К 1937 году почти все общественные организации национальных меньшинств, в том числе армянская, были ликвидированы, а руководители и активисты подверглись аресту и даже расстрелу. Ранее, во время антирелигиозной компании, были закрыты все армянские церкви, подверглись репрессиям священо служители. После Красного террора в Киеве подпольно сохранилось лишь одно «Хоторджурское» армянское землячество. Это религиозно-этническое землячество оказалось не подвластно времени в следствие своей закрытости, почти все члены общества были земляками и родственниками, выходцами из одного небольшого Хоторджурского региона расположенного на территории современной Турции. Армяне этого региона, перед самым началом Первой мировой войны, покинули свои дома и организовано переселились в пределы Российской империи. Отличительной особенностью хоторджурских армян — приверженность к армяно-католической религии. Примечательно, что киевские хоторджурцы имели свой молельный дом и священника даже в период немецкой оккупации. История Хоторджурского землячества в Киеве достойно отдельного рассказа.
В послевоенной столице Украины, кроме Хоторджурской появились новые неформальные армянские землячества из числа демобилизованных офицеров, переселившихся из Армении рабочих и специалистов направленных на восстановление разрушенного города, многочисленных армянских студентов получивших направление на работу, а также лиц создавших семью и навсегда связавших свою жизнь с Киевом. Армянские землячества Киева представляли собой группы семей и отдельных граждан армянского происхождения связанных между собой общим языком и культурными традициями, иногда еще общим регионом происхождения. Вся деятельность подобных землячеств сводилась к взаимным встречам по праздникам, общению на родном языке, застольным исполнениям армянских песен, а также коллективное посещение концертов гастролировавших армянских исполнителей. Напомню, что деятельность общественных организаций национальных меньшинств были строго запрещены советскими властями еще с 1937 года, поэтому негласно организовавшиеся национальные землячества существовали полулегально, власти знали об их существовании через своих осведомителей, однако после смерти Сталина обвинения в «национализме» и преследования членов землячеств практически прекратились.
Так продолжалось продолжительное время, можно сказать период советского «застоя» вполне можно отнести к деятельности порядком ассимилированных и фактически распадавшихся армянских землячеств к концу 80-х.
Все изменилось с приходом горбачевской «перестройки», кардинально изменивших загасающую жизнь армянских землячеств Киева. Увы, как это уже наблюдалось ранее, подъём общественной жизни в армянских общинах Украины произошёл в результате трагических событий в Армении, когда в результате разрушительного Спитакского землятресения 1988 года и боевых действий в конфликте вокруг НКАО в Киев хлынула новая массовая волна вынужденных армянских переселенцев. В Киеве активисты армянских землячеств развернули большую общественную работу по сбору и оказанию помощи армянским беженцам. Об этом можно прочитать в воспоминаниях Первого Чрезвычайного посла Украины в Армении Александра Божко.
В конце 80-х начале 90-х начали официально регистрироваться первые постсоветские армянские общественные организации. В Киеве были созданы и ныне действуют многочисленные армянские общественные организации, воскресные школы, до последнего времени издавались армянские газеты, но об этом отдельный рассказ. Полный список киевских армянских организаций на арменоведческом сайте www.kievao.com.ua

 

 
Ближайшие мероприятия общины: