Киевская Армянская Община 2009-2012

Таинственный клуатр Армянского Кафедрального собора Львова.
13.10.2021 18:07
Клуатр обычно пристраивали к протяжённому южному фасаду собора. Там же находился вход в южный неф.  В центре фотографии видна крытая галерея, которая визуально связывает алтарь Голгофы с собором и ведет к улице Краковская, однако это всего лишь иллюзия.
Клуатр обычно пристраивали к протяжённому южному фасаду собора. Там же находился вход в южный неф. В центре фотографии видна крытая галерея, которая визуально связывает алтарь Голгофы с собором и ведет к улице Краковская, однако это всего лишь иллюзия.

На старых фотографиях конца XIX века изображен второй клуатр в южном дворе Армянского кафедрального собора. Это иллюзионистская картина на стене соседнего многоквартирного дома, закрывающего двор (бывшее армянское кладбище). Стена была расписана в 1862 году, когда армянский архиепископ Г. М. Шиманович решил украсить соборную церковь современной росписью. На внутренней части стены было создано несколько религиозных сцен, в том числе «Тайная вечеря», а снаружи — клуатр. В результате этого внутри храма была закрашена полихромия в стиле барокко, написанная в 1755 году.

Для работы архиепископ пригласил второразрядного художника, театрального декоратора Яна Дюлля (1839–1901), который много лет был оформителем театральных постановок в Театре Скарбовском. Его даже приглашали расписывать декорации в новом городском театре (Большой Театр) во Львове, он работал над панорамой Львова на железном занавесе вместе с Ясиньским и Политыньским. С другой стороны, более старые отчеты показывают, что «реставрация и написание картин, а также перекраска церкви были поручены художнику Яблоньскому». Вероятно, это Мартин Яблоньский (1801-1876), львовский художник и литограф.

По словам доктора Джоанны Воланьской, историка современного искусства из Кракова: «Трудно сказать, имеем ли мы дело с ошибкой в одном из отчетов, или в то время в соборе работали два художника, а также возможно были проведены две реставрации независимые друг с другом ".

Проф. Вл. Жила в 1919 году однозначно считал росписи произведениями Дюля и писал: «... это картины, изображающие в основном архитектуру, её перспективные продолжения в стиле барокко и несколько небольших картин с библейским содержанием. Сделанные по образцу театральной закулисной сцены... Нельзя сказать, что они совершенно бесполезны, но, с другой стороны, их ценность очень мала, почти нет, тем более, что они были сделаны средним художником низкого качества".

Джоанна Воланьска правильно заметила, что уникальное архивное фото, которое мы представляем в посте, может быть ключом к разгадке загадки. На фото «картина иллюзиониста, имитирующая расширение клуатра, своего рода воображаемый переход реальной галереи до улицы Краковская ". Кажется, что эти «сценографические» картины были написаны Яном Дюллем... это могло подтвердить гипотезу о (почти) одновременном участии обоих художников в росписи в соборе: Дюля снаружи и Яблоньского внутри церкви».

Однако на этот счет нет уверенности. Внутренние росписи были заменены новыми украшениями во время реконструкции собора архиепископом Юзефом Теодоровичем. В настоящее время внутренняя часть украшена мозаикой Юзефа Мехоффера и полихромией Розена.

Картина, изображающая клуатр иллюзионистов, была просто закрашена, но её остатки можно увидеть и по сей день, поскольку штукатурка частично сплющилась, обнажая слой под ней.

Архивное фото

— Национальный цифровой архив (Польша)  https://www.nac.gov.pl

Источник: https://www.facebook.com/PrzewodnikPoLwowie/photos/a.145952253588219/210311533818957/

перевёл с польского Самвел Азизян

 
Ближайшие мероприятия общины: